Введение учебного предмета «Труд (технология)»
С 1 сентября 2024 года в школьном расписании начальной и основной школы появится новый предмет «Труд (технология)». Урок, который заменит существующий предмет «Технология». В рамках нового предмета в начальной школе будет отведено 135 часов обучения, что составляет 34 часа в год для каждого класса от первого до четвёртого. Уроки будут проводиться один раз в неделю. Программа начального общего образования включает несколько модулей, общих для каждого года обучения. Это «Технологии, профессии и производства», «Технологии ручной обработки материалов», «Конструирование и моделирование» и «Информационно-коммуникативные технологии». На уроках труда школьники будут заниматься с различными материалами, такими как
бумага, картон, ткани, природные материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они будут учиться основам слесарного дела, кройке, шитью и другим навыкам ручной работы. В основной школе на предмет «Труд (технология)» будет выделено 272 часа. Распределение часов будет следующим: по 68 часов в год (2 часа в неделю) в 5, 6 и 7 классах, а в 8 и 9 классах — по 34 часа в год (1 час в неделю). В программу по трудовому обучению для 5-9 классов войдут обязательные и вариативные модули. Обязательных модулей будет пять: «Производство и технологии», «Технологии обработки и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника» и «3-D моделирование, прототипирование, макетирование». Кроме того, ученики смогут выбрать три дополнительных модуля: «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство». Основные преимущества новой программы труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с разными материалами, знакомстве с миром профессий и
самоопределении. Особое внимание будет уделено черчению и графической грамоте, а
также введены разделы о беспилотных летательных аппаратах в модуле «Робототехника».
Данные изменения в программе труда позволят детям получить новые знания и умения,
которые могут пригодиться им в будущем.
Введение учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
Приказом Минпросвещения России от 27.12.2023 № 1028 о внесении изменений в ФГОС
основного общего и среднего общего образования утверждены образовательные
стандарты основного общего и среднего общего образования для учебного предмета —
«Основы безопасности и защиты Родины». Приказ вступает в силу 1 сентября 2024 года.
Цель изучения ОБЗР – формирование у обучающихся готовности к защите Отечества и
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета
школьники освоят знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе.
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины», вводится во всех школах РФ
в 8-11 классах и будет проводиться 1 раз в неделю. Дополнительно к полученным на
уроках знаниям будут проходить учебные сборы, обучение практическим навыкам.
Согласно документу, изучение предметной области «Основы безопасности и защиты
Родины» в основной школе должно обеспечить, в частности, понимание личной и
общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и
защиты Родины, а также роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения, а предметные результаты
отражать понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
формирование установки на здоровый образ жизни; знание основных опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая
экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; знание
и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим, принимать
обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.
В средней школе требованиями стандарта по учебному предмету «Основы безопасности и
защиты Родины» (базовый уровень) предусматривается знание школьниками роли
государства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных
ситуаций; понимание необходимости граждан к защите Отечества; безопасности на
дорогах, на природе, личного поведения при чрезвычайных бедствиях; умение оказывать
первую помощь при кровотечениях, отравлениях и ожогах и прививать любовь к
здоровому образу жизни, отказу от курения и алкоголя.
Согласно документу, у школьников должны быть сформированы: знания об элементах
начальной военной подготовки, в том числе строевой, тактической, огневой, инженерной
и военно-медицинской; о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых
действий; об общевойсковых уставах, о правилах оказания первой помощи в условиях
боевых действий; нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии,
личная антиэкстремистская и антитеррористическая позиция; а также получены
представления о боевых свойствах оружия массового поражения и способах защиты от
него; о беспилотниках воздушных и морских и их использовании в условиях
современного боя; о том как противостоять опасностям (в том числе криминогенного
толка) в цифровой среде; школьники будут изучать правила дорожного движения, основы
пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях.